Проект стартовал во второй половине 2003 года. Автомобиль, названный McRae R4, разрабатывала британская фирма DJM Motorsport. За основу взяли Ford KA: от этого «малыша» здесь пассажирская капсула (лобовое стекло, двери, стойки). KA был оптимальным вариантом: не слишком большой, места в кабине достаточно, и, в то же время у DJM Motorsport был большой опыт в работе с этим хэтчбеком.
В роли двигателя выступил атмосферный 2,5-литровый 4-цилиндровый мотор Millington (также британского производства), который, по некоторым данным, мог развивать от 300 л.с. до 350 л.с. Изначально в качестве кандидатов, помимо более традиционного мотора, выступали 2,5- и 3-литровые V6 и даже мотоциклетный V8 объёмом 2,4 л. 3-литровый V6 планировали ставить на трековую версию и модификации для дорог общего пользования. R4 оснастили 6-ступенчатой секвентальной коробкой передач.
Автомобиль разрабатывали с применением компьютерного автоматизированного проектирования (CAD). В основе кузова – стальная пространственная рама. Передняя и задняя подвеска – на двойных поперечных рычагах.
К слову:
Фирма Corgi выпустила под брендом Vanguards целую серию масштабных моделей автомобилей Колина Макрея, среди которых был и McRae R4.
Модель масштаба 1/43 оказалось очень неплоха! Она довольно увесистая. Можно придраться лишь к тормозным механизмам, прилепленным к дискам, не очень хорошо проработанному интерьеру и отсутствию самих зеркальных элементов в корпусах зеркал заднего вида. Изучив модель в плане соответствия оригиналу, можно выяснить, что практически всё в порядке. Радует аккуратное антикрыло, передний воздухозаборник, декали, светотехника.
До накрутки цен данный экземпляр от Vanguards можно было приобрести за 900 рублей, а сейчас на русских сайтах интернет-магазинов найти его нелегко.
У энтузиастов получился полноприводный болид массой менее тонны с передним расположением двигателя (но сдвинутым в базу, за передние колёса). Изначально ралли-кар позиционировался как автомобиль, способный на чуть большее, чем традиционные машины Группы N. Цену планировали удержать на уровне 150 000 фунтов стерлингов (около 174 000 евро).
Динамические характеристики McRae R4: примерно 4 с с места до «сотни» и 217 км/ч «максималки» (последняя цифра возможна при соответствующих настройках).
В процессе постройки:
Весной 2006 года Колин Макрей договорился об участии на Фестивале скорости в Гудвуде. Данный фестиваль стартовал через два месяца с небольшим, и прототип успели подготовить за пару дней до его начала.
Зимой 2007-го автомобиль был зарегистрирован и получил доступ на дороги общего пользования. Затем организовали испытания на гравии: Колин был приятно удивлён, как ведёт себя R4 в дождь на гравийных дорогах во время первого серьёзного теста. Позже провели испытания на надёжность трансмиссии.
Немного другая история
Колин Макрей задумал ещё один проект. Конечная цель была схожей: предложить по меньшей цене конкурентноспособный гоночный болид, который могли бы себе позволить и начинающие гонщики. Только этим болидом был прототип для ралли-рейдов под названием McRae Enduro. Разработкой занялись в британской фирме MDV Specialist Engineering.
Построили его на основе стальной пространственной рамы с использованием композитных кузовных панелей. Подвеска - на двойных поперечных рычагах. Прототип приводил в движение 2,7-литровый V-образный 6-цилиндровый турбодизель (используемый на автомобилях Land Rover, Jaguar, Peugeot, Citroen) мощностью около 240 л.с., работающий в паре с 6-ступенчатой "механикой" ZF. Внедорожник длиной 4300 мм имел массу в 1895 кг.
В 2008 году планировался к проведению четырёхэтапный чемпионат Pirelli McRae Enduro Trofeo на одинаковых машинах.
Со временем начали появляться новые модификации. 750-килограммовый багги McRae 4x2 с приводом на одну ось, 3-цилиндровым 1050-кубовым мотором мощностью 140 л.с.
Усовершенствованный Enduro под названием 4x4 с 3,6-литровым дизельным твин-турбо V8 (от Jaguar-Land Rover) мощностью около 270 л.с. и другие версии.
McRae 4x2 (2010)
На Дакаре 2009 года McRae Enduro оказались в итоговой классификации на 39-й, 40-й и 89-й строчках в зачёте внедорожников, но выступали они в отдельной младшей категории Т3, где были единственными участниками. В одном из экипажей присутствовал брат Колина, Алистер Макрей. В 2010-м было 50-е и 54-е место (багги McRae 4x2 класса T3). В 2011-м снова на финише оказались McRae 4x2, которые заняли 36-е, 37-е и 46-е места (уже гоняясь в категории T1). В 2012-м году в T1 финишировал McRae Enduro MC-4 , а в T3 - McRae Buggy. В 2013-м марафон завершил один McRae Enduro (39-е место/33-е в T1).
Вскоре первый экземпляр был передан Колину Макрею и разработчики продолжили постройку второго автомобиля с левым рулём для первого клиента.
McRae R4 подготовили и для участия в Фестивале скорости в Гудвуде 2007 года, заранее перекрасив его в фирменную чёрно-красную ливрею Макрея.
Малоизвестный раллийный болид оставил след в истории (большей частью для молодых поколений), засветившись в раллийных играх от Codemasters, вроде Colin McRae: DiRT и DiRT 2. Кстати, эта компания помогала DJM Motorsport в разработке дизайна кузова R4.
Существовал и трековый вариант McRae DJM R2 с приводом на два колеса, 3-литровым V6 с двойным турбонаддувом и 7-ступенчатой секветнальной КПП. Приблизительная мощность мотора располагалась в диапазоне 550-650 л.с., масса болида равнялась примерно 950 кг. После 2007 года работа над R2 продолжилась.
Среди заказчиков автомобиля был другой знаменитый раллист, Петтер Сольберг. Но после гибели Колина Макрея в 2007 году проект закрыли. И мир так и не увидел замечательную машину на раллийных трассах…
Автор: Александр Белянкин
Фото: DJM Motorsport, supercars.net, mcrae-enduro.com, mdvse.com
|