Bugatti Veyron – один из самых технически-совершенных автомобилей. Его история началась в 1998 году, когда права на марку Bugatti выкупил концерн Volkswagen.
Предыдущая попытка возродить знаменитую марку, которую предпринял в 1987-м итальянец Романо Артиоли, вышла неудачной: в 1995 году компания, выпустившая чуть более сотни суперкаров EB110, обанкротилась.
Как всё начиналось
Четыре концепта конца девяностых: Bugatti EB218, EB118, EB18/3 Chiron и EB 18.4 Veyron
Глава VW, Фердинанд Пих заявил, что они создадут автомобиль, способный развить 400 км/ч и 1000 л.с. Невообразимые цифры для того времени, но как выяснилось позже, их удалось достичь.
Bugatti EB 18.4 Veyron Concept (1999)
С дебютом концептов EB118, EB218 и EB18/3 Chiron начались эксперименты с 18-цилиндровыми двигателями. И вот, в 1999 году на Токийском автосалоне представили первый EB 18/4 Veyron (названный в честь французского гонщика, победившего в 24 часах Ле-Мана 1939 года за рулём Bugatti 57C, Пьера Вейрона), который оснастили таким же мотором. Но из-за множества проблем, связанных с компоновкой 18-ти цилиндров, инженерам пришлось умерить пыл, и в 2000 году в Париже они представили EB 16/4 Veyron.
Bugatti EB 16.4 Veyron Concept (2001)
В основе 8-литрового W16 этого концепта было два 8-цилиндровых мотора, созданных по схеме VR , «V-образный рядный» (такая компоновка позволяла сэкономить больше места), а мощность в 1000 л.с. помогали развить четыре турбонагнетателя. Весил 64-клапанный двигатель не более 400 кг. Кстати, буквы «EB» в названии – это сокращённое имя основателя компании, Этторе Бугатти, а «16/4» расшифровывается как «16 цилиндров/4 турбонагнетателя».
Серийный Veyron. Детали
В 2003 году руководителем Vokswagen Group стал Бернд Пишетсридер, который поддержал идею сверхскоростного автомобиля, но при этом взял на пост президента Bugatti Томаса Бшера (бывшего гонщика, победителя чемпионата FIA GT 1995 года), после чего проект был пересмотрен.
При разработке Veyron инженеры пытались решить проблемы с перегревом двигателя (мотор получил 10 радиаторов), а также найти компромисс между управляемостью и устойчивостью и максимальной скоростью. Решение второй проблемы удалось найти благодаря «продвинутому» заднему антикрылу. В поднятом положении оно работает на прохождение поворотов, а в опущенном автомобиль получает возможность преодолеть заветный рубеж в 400 км/ч.
Bugatti Veyron 16.4 (2005)
При повороте специального ключа, расположенного рядом с водительским сиденьем, совершается сразу несколько операций: уменьшается дорожный просвет (со 125 мм до 65 мм на передней оси и до 70 мм на задней), закрывается передний диффузор и опускается антикрыло. Прижимная сила ослабевает c 350 до 54 кг, коэффициент лобового сопротивления уменьшается до 0,36, и автомобиль едет быстрее.
Для более эффективной передачи крутящего момента на колёса, была создана система полного привода с электромагнитной муфтой Haldex на передней оси и самоблокирующимся дифференциалом сзади. Разработку коробки передач доверили британской компании Ricardo. Veyron получил 7-диапазонную роботизированную КПП с двумя сцеплениями.
Bugatti Veyron 16.4 (2005)
В основе автомобиля – углепластиковый монокок, снаружи – углепластиковые же кузовные панели, изготовленные авиастроительной фирмой ATR.
При длине 4465 мм автомобиль получился довольно увесистым: его снаряженная масса – 1888 кг.
Публичный показ серийного Bugatti Veyron 16.4 состоялся в сентябре 2005 года в штаб-квартире фирмы, расположенной во французском Мольсеме.
Характеристики 16-цилиндрового W-образного мотора объёмом в 7993 «кубиков» на тот момент ошеломляли: 1001 л.с. и 1250 Нм! На тестах Вейрон достиг скорости 407,08 км/ч. Разгон до первой «сотни» занимает 2,5 с. 200 км/ч автомобиль набирает за 7,3 с, 300 км/ч – за 16,7 с, а до заветной отметки в 400 км/ч Veyron может добраться за 55,6 с.
Bugatti Veyron 16.4 (2005)
Дизайн суперкара получился довольно гармоничным. Фирменный стиль Bugatti задало ателье Italdesign, показав в 1998 и 1999 годах те самые три концепт-кара. Над внешним видом Вейрона работали в Вольфсбурге. Главный элемент в передней части автомобиля – подковообразная решётка радиатора, известная ещё с начала 20-го века. Выделяются покатая крыша, мускулистые колёсные арки, воздухозаборники округлой формы по всему кузову. Большая часть Veyron была выполнена в двухцветном окрасе.
Bugatti Veyron 16.4 (2005)
Суперкар предлагали по цене 1 160 000 евро (впоследствии она сильно увеличилась).
Veyron не остался в одной единственной модификации. Руководство компании начало подогревать интерес, и представлять новые версий.
Bugatti Veyron 16.4 Grand Sport: вариант со съёмным верхом
На Конкурсе Элегантности в Пеббл-Бич 2008 года представили Bugatti Veyron 16.4 Grand Sport, суперкар в кузове тарга, который имел съёмную секцию крыши.
Эта самая крыша (большая её часть сделана из стекла) при желании снимается и оставляется в гараже. А если вдруг в дороге начался дождь, можно достать и установить мягкую крышу-зонтик. Но только допустимая скорость с таким верхом упадёт до 160 км/ч.
Bugatti Veyron Grand Sport (2008)
В технике ничего не поменялось (разгон до «сотни» и максимальная скорость также не изменились), инженеры фирмы лишь усилили кузов, из-за чего масса автомобиля увеличилась на 50 кг. Изменилась также геометрия антикрыла, размеры лобового стекла, появились светодиодные фары и колёсные диски нового дизайна. Зато стоимость выросла до 1 400 000 евро.
Bugatti Veyron 16.4 Super Sport: новый рекордсмен
В 2010 году на том же Конкурсе Элегантности в Пеббл-Бич был представлен основательно модернизированный Bugatti Veyron 16.4 Super Sport.
W16 обзавелся доработанными турбинами, модернизированной выпускной системой и увеличенными интеркулерами, что позволило поднять отдачу до 1200 л.с. и 1500 Нм.
Подвеска получила новые амортизаторы, пружины и стабилизаторы поперечной устойчивости.
От стандартного Вейрона, Супер Спорт можно отличить по новому аэродинамическому обвесу, более длинному кожуху над моторным отсеком и иным воздухозаборникам на крыше. Также суперкар отличался окраской «голый карбон». Автомобили в исполнении World Record Edition (выпущено 5 экземпляров) были выполнены в оранжево-чёрных тонах.
Bugatti Veyron 16.4 Super Sport «похудел» на 50 кг (до 1838 кг). Этому поспособствовал более лёгкий сорт углепластика.
Bugatti Veyron 16.4 Super Sport (2010)
В 2010 году эта модель установила рекорд скорости для серийных автомобилей на полигоне Volkswagen. За рулём был тест-пилот Bugatti, Пьер-Анри Рафанель. Сотрудники Книги Рекордов Гиннеса требуют проезда по прямой: сначала в одну сторону, затем в другую. Вычислением средней максимальной скорости после двух попыток они получают заветный результат. Veyron Super Sport показал 431,072 км/ч.
Загвоздка в том, что у серийных машин скорость ограничили электроникой на уровне 415 км/ч, и в 2013 году рекорд признали недействительным. Поспособствовала этому американская компания Hennessey Performance, чей суперкар Venom GT смог разогнаться только до 427,6 км/ч. В Bugatti объяснили, что ограничитель установлен по соображениям безопасности, и вскоре рекорд Вейрона был признан. Сотрудники Рекордов Гиннеса сообщили, что «изменения ограничителя скорости не меняет фундаментальную конструкцию автомобиля или его двигатель».
Bugatti Veyron 16.4 Super Sport (2010)
А вот время до разгона с нуля до «сотни» не изменилось: всё те же 2,5 с.
Всего было выпущено 30 экземпляров Bugatti Veyron 16.4 Super Sport. Его стоимость на момент выпуска - 1,6 миллиона евро.
Bugatti Veyron 16.4 Grand Sport Vitesse: Супер Спорт с открытым верхом
В 2012 году на автосалоне в Женеве показали Bugatti Veyron 16.4 Grand Sport Vitesse, открытую модификацию Super Sport ценой 1 690 000 евро. Как и в случае с Grand Sport, в сравнении с родственником, в технике этой модели ничего не поменялось. 1 200 л.с. и 1 500 Нм разгоняли суперкар массой 1990 кг до 410 км/ч. Разгон до 100 км/ч занимал 2,6 с.
Двигатель Bugatti Veyron Grand Sport Roadster Vitesse (2012)
В 2013 году Vitesse под управлением Энтони Лью разогнался до 408,84 км/ч (причём с демонтированной крышей) и стал самым быстрым автомобилем со съёмным верхом.
Специальные версии
2008 год дал начало появлению целой россыпи ограниченных версии Bugatti Veyron, отличавшихся от исходного экземпляра лишь оформлением и стоивших на порядок больше. Скорее всего, Bugatti подтолкнули на их создание проблемы со спросом. Всё-таки цена не маленькая. Хотя, если разобраться, то выходит, что компания продавала Вейроны себе в убыток (на один построенный автомобиль уходило около 5 000 000 евро).
Bugatti Veyron Fbg Par Hermes (2008)
Среди спецверсий присутствовали Veyron Fbg Par Hermes, созданный при участии французского дома моды Hermes, Veyron Sang Noir, Veyron Bleu Centenaire, выпущенный в честь столетия марки. Среди родстеров были Bleu Nuit, L'Or Blanc, Grey Carbon, Royal Dark Blue, Matte White, Middle East Editions, Red Edition, Wei Long, Bernar Venet.
Bugatti Veyron Bleu Centenaire (2009)
В семействе Super Sport появились исполнения под названиями Sang Noir и Merveilleux Edition.
Bugatti Veyron Grand Sport Roadster Vitesse WRC Edition (2013)
А первые варианты из серии Vitesse назывались Vitesse SE и World Record Car (WRC) Edition, выпущенный в честь мирового рекорда.
Bugatti Veyron Grand Sport Roadster Vitesse JP Wimille (2013)
Затем на базе Витесса была создана серия из шести исполнений, посвящённая самым значимым людям в истории марки, а также одному автомобилю: среди этих личностей Жан-Пьер Вимилль, Этторе Бугатти, Жан Бугатти, Мео Костантини и Рембрандт Бугатти. Одну из версии назвали Vitesse «Black Bess», в честь модели Bugatti Type 18 «Black Bess» образца 1912 года
Тюнинг
Bugatti Veyron Linea Vincero by Mansory (2009)
В 2009 году тюнинг-ателье Mansory выпустило Bugatti Veyron Linea Vincero by Mansory. Только эта фирма замахнулась на доработку Вейрона. Суперкару подправили бампера, решётку радиатора, подрезали капот. Были поставлены новые диски, изменена раскраска (чёрная с деталями «под карбон»), отделка интерьера и главное – путём доработки системы выхлопа и газораспределения была увеличена отдача 16-цилиндрового мотора! Мощность выросла с 1001 л.с. до 1109 л.с., крутящий момент – с 1250 Нм до 1310 Нм. Выпустили три экземпляра Linea Vincero.
В 2010-м появился Linea Vincero by Mansory d’Oro, основное отличие которого заключалось в наличии множества элементов, выполненных из золота. Такой суперкар оценили в 2 200 000 евро.
Последний Вейрон и его будущий преемник
Самый первый Bugatti Veyron 16.4 и последний Bugatti Veyron Grand Sport Vitesse la Finale
Всего на свет появилось 450 экземпляров Bugatti Veyron, из них 300 купе и 150 автомобилей со съёмным верхом. Последний Veyron (из серии Grand Sport Vitesse) назвали laFinale и представили на Женевском автосалоне 2015 года.
Но преемник Вейрона всё же будет! Он должен получить имя Chiron. По одним данным, его оснастят гибридной силовой установкой с доработанным W16, по другим – ограничатся четырьмя турбинами, две из которых будут с электроприводом. Ориентировочная отдача – 1500 л.с. и 1500 Нм, предполагаемая «максималка» - 460 км/ч. История продолжается!
Автор: Александр Белянкин
Фото: Bugatti, Mansory
|