Экспедиция на Фольксвагенах Amarok завершилась во Владивостоке. Вот рассказ участников:
Красноярск — Улан-Удэ Приняв решение изменить маршрут третьего спецучастка,
экспедиция «Большое путешествие AMAROK» отправилась объезжать озеро Байкал с
южной стороны. Из Красноярска колонна взяла курс на Иркутск. Расстояние между
городами превышает 1100 км, а качество дороги, пожалуй, худшее за весь
автопробег. Поэтому решили разделить маршрут на две части и заночевать в городе
Тулун.
Всего в 260 км от Красноярска мы буквально не смогли
объехать знаменитейший город Канск. Обогнуть его невозможно, потому что
объездная дорога разбита настолько, что местами даже большие грузовики едва
крадутся, а наши боевые АМАРОКИ цепляют защитой за грунт – асфальта на
объездной просто нет. Но есть и более приятный повод посетить Канск –
Международный Канский (с одной Н) Видео Фестиваль, который проходит в
Красноярском крае с 2002 года и является шуточной альтернативой настоящему
Каннскому фестивалю. Гран При фестиваля – «золотой пальмовый секатор» –
альтернатива пальмовой ветки, вручаемой во Франции. Фестиваль проводится ежегодно
в конце августа, начале сентября. Несмотря на международный статус фестиваля и наличие
федеральной трассы, дороги в Канске очень плохого качества. Если в центре ямы
еще удавалось объезжать, то окраины города пришлось форсировать вброд. Но это
только начало, после города начинается самое настоящее бездорожье. Дорожное
полотно и мосты через ТрансСиб только строятся, поэтому пока приходится
трястись и стоять на переездах. На одном из них мы простояли около часа, а
местные жители говорят, что можно застрять и на 2-3 часа. Приятно лишь то, что
в сравнении с прошлым годом асфальтовых участков стало больше, и вдоль дороги
можно часто встретить строительную технику. Надеемся, что уже в следующем году
работы будут закончены.
В Тулун мы приехали ближе к полуночи и, переночевав, взяли
курс на Иркутск. Оставшиеся 400 км были пройдены совершенно без труда, хотя и
здесь в асфальте случаются изъяны.
Значительная часть дороги до Улан-Удэ проходит по берегу
Байкала, которая запомнилась в первую очередь своей красотой и эффектными
серпантинами. Не претендуя на лавры спорткара, АМАРОК позволил достаточно
быстро проходить связки поворотов, чем немало порадовал как водителей, так и
пассажиров.
Баргуджин-Токум —
часть 1 Из-за изменения программы третьего спецучастка, старт внедорожного
этапа «Большого путешествия AMAROK»
был дан в Улан-Удэ. Столица Бурятии встретила нас отличной погодой, и, заправив
полные баки и несколько канистр, мы отправились в Баргузинскую долину, где
раньше простиралась легендарная страна Баргуджин-Токум. Располагается она к
востоку от Байкала, зажатая между Баргузинским и Икатским хребтами. В переводе
с монгольского эта страна называется «Край света».
В Баргуджин-Токум
входили лесные монголоязычные, тунгусоязычные, а также тюркоязычные племена. В
начале 13 века правители Баргуджин-Токума заключили дружественный союз с
Чингисханом, для которого эти земли были близки и дороги, как земли его
предков, здесь была рождена его прабабка Алангоа. Чингисхан объявил
Баргуджин-Токум священной землей.
Покинув Улан-Удэ, с
асфальтовыми дорогами пришлось распрощаться. Трасса Р-438 в основном имеет
грунтовое покрытие, которое в сухую погоду раздражает больше своей
запыленностью, чем тряской. Твердое покрытие имеют лишь некоторые участки, где
дорога идет вдоль берега Байкала - там сейчас активно строятся турбазы и
гостиницы.
Мы же, вместо уютного отеля, решили заночевать
непосредственно на берегу озера в палатках. Лагерь разбили неподалеку от села
Усть-Баргузин. Несмотря на огромную глубину Байкала и мифах о его вечно холодной
воде, берег оказался пологим, а температура воды оказалась около 18-20
градусов, что уже вполне комфортно для купания.
Переночевав на берегу, мы двинулись дальше исследовать
старинную монгольскую страну. Местами она труднопроходима, но везде очень интересна.
Здесь можно найти как природные, так и культурные достопримечательности.
Сразу же на выезде из Усть-Баргузина экспедиция уперлась в
паромную переправу. Ожидание парома было недолгим. На берегу можно было купить
вяленого или копченого омуля и кедровые орешки.
Несмотря на сильное течение в Баргузине, паром движется не
по канату, как это обычно бывает, а тянется небольшим буксиром. Причем
точность, с которой огромная баржа, прицепленная тросом к буксиру, подходит к
причалу, поражает.
Двигаясь на север, мы не могли не посетить Баргузинский
дацан, возле которого в 2005 году появился лик богини Янжимы. В буддизме Янжима
– богиня искусств, наук, ремесел, мудрости и благоденствия. Она ассоциируется с
чистотой, невинностью и творением нового. Кроме того, к богине обращались люди,
желающие завести детей.
Чтобы «отметиться» в дацане, паломники обязательно оставляют
здесь какую-нибудь вещь. Это может быть монетка, спичка, все что угодно. А так
как забирать с собой из храма ничего нельзя, спасают дацан от завалов местные
ламы, которые единственные имеют право выносить лишний мусор. Также буддисты
повязывают на деревья в дацане специальные платки, на которых написаны мантры –
считается, что за верующих их может читать ветер. Для еще большего удобства, в
дацанах установлены молитвенные барабаны – вращение которых заменяет молитву.
Не зря в Бурятии до сих пор сильны Буддийские и шаманские традиции, которым
следует и коренное население: буряты и эвенки, и даже русские. Порой ситуации
доходят до смешных, например, чтобы помочь ребенку поступить в институт
родители идут с подарками к ламе, хотя логичнее было бы обратиться к
преподавателю за дополнительными занятиями. Также лама может «помочь» с
получением кредита в банке и прочими жизненными проблемами.
После выезда из дацана дорога, проходившая через лесной
массив, резко сменилась степью, а в ее конце мы уперлись в небольшой
естественный песчаный массив. Издалека он выглядит как мираж, но на проверку
оказывается совершенно реальным с большими красивыми барханами, а по периметру
песка растут целые заросли дикой облепихи. Странное, даже сюрреалистичное
сочетание. Закопаться в таком песке крайне сложно – сухой слой всего несколько
см, а под ним более плотный и влажный песок. Застрять нам удалось только при
съезде с бархана – если прыгнуть без разгона, то АМАРОК садится на брюхо.
Вдоволь нарезвившись в песках, мы отправились к горячим
сероводородным источникам Алла, где температура воды достигает 50 градусов и
находиться в ней даже несколько секунд крайне затруднительно. Однако местное
поверие утверждает, что если искупаться в источнике и повесить детскую люльку
на соседнее дерево, то у молодой пары не будет проблем с зачатием детей. От
себя добавим, что в этих местах очень много змей. Проведя на улице 20 минут, мы
встретили их около десятка. Они, конечно, сами боятся людей и торопятся
ретироваться, но зрелище жутковатое.
Вдоволь накатавшиеся и распаренные источником, мы двинулись
к месту ночлега – турбазе «Умхей», что находится в самом дальнем месте долины.
Дорога туда идет сначала грунтовая с изрядно потрепанными деревянными мостами,
затем переходит в заброшенную лесную, а на последок еще и брод.
Надо ли говорить, что день удался, и едва добравшись до
кроватей, мы уснули в предвкушении новый приключений.
Баргуджин-Токум — часть
2 Проснувшись на турбазе Умхей, которая по сути является
островом, омываемом со всех сторон рекой Баргузин, мы отправились на поиски
приключений, преодолев брод. На случай резкого подъема воды, на берегу дежурит
полноприводный грузовик, но мы обошлись без чужой помощи. Двигаясь вниз по
течение реки, мы уперлись в весьма оригинальный мост. Полностью деревянный, он
находится в шатком состоянии, а вместо того, чтобы его ремонтировать, его
прикрыли калиткой, которую может открыть любой желающий. Провалился – сам
виноват, написано ведь, что проезда нет, хотя пути объезда не предусмотрено…
Мост выдержал наш
вес, но дорога постепенно сошла на нет и мы свернули в степь, чтобы, перевалив
небольшой холм, выйти на ГСД – Грузо-Сборочную Дорогу. Раньше это была главная
дорога Баргузинской долины, и по ней ходили машины с зерном и прочими
продуктами сельского хозяйства. Но когда разорилось большинство местных
колхозов, и сгорело несколько деревянных мостов, дорога фактически пришла в
негодность. Асфальтовое покрытие весьма приличное, хотя местами поросло дикой
облепихой. По трассе мы быстро доехали до нашей следующей цели — ландшафтного
памятника природы «Ининский сад камней». По легенде именно здесь остановился
спустившийся с гор ледник, который по ходу движения набрал с собой огромное
количество камней, масса некоторых из которых превышает десять тонн – эффектное
зрелище, мало кого оставляющее равнодушным. А если эмоций покажется мало, то
можно окунуться в близлежащей речки – быстро течение, холодная вода и пороги гарантируют
сильные впечатления. Двигаясь дальше, мы
едва не проскочили одну из главных святынь Баргузинской долины – Бык-камень.
Это настоящий символ плодородия — местные жители приезжают сюда, многократно
обходят камень и читают мантры, чтобы «Камень» послал в нужный момент
подходящую погоду. Ну и, конечно, как и любую буддийскую святыню, бык-камень
окружает огромное количество платков с мантрами. А вот не заменить «развалины
старинного замка» просто невозможно. Хотя на самом деле это лишь каменные глыбы
на отрогах Икатского хребта, местные жители уверенны, что здесь вполне некогда
могло стоять некое сооружение. Несмотря на большую высоту и крутой подъем, нам
удалось взобраться на самую вершину холма, откуда открывается потрясающий вид
на всю Баргузинскую долину. Кажется, что расправив руки-крылья можно вспорхнуть
и на теплых потоках воздуха перенестись на противоположный Баргузинский хребет. Спустившись обратно в
долину, на ее восточной окраине мы обнаружили несколько соленых озер, что
особенно удивительно на фоне огромного пресноводного Байкала, который
расположен совсем недалеко. Однако в долине свой микроклимат, а некоторые озера
в августе полностью пересыхают, образуя относительно ровную соляную
поверхность. Мы уже готовились организовать заезды на скорость, как на
американском соляном озере Бонневиль, но реальность оказалась иной. Поверхность
озера действительно белая, на вкус горько-соленая, но ездить по ней достаточно
тяжело – грунт рыхлый и машина едва не проваливается. Промежуточный финиш вновь
сделали на берегу Байкала, около Усть-Баргузина, куда попали точно к закату.
Улан-Удэ – Хабаровск После финального спецучастка Баргуджин-Токум, наша
экспедиция продолжила свой путь в сторону Хабаровска. На перегон в 3000 км мы
заложили 4 дня из расчета 600-800 км в сутки. Немного, но зато без лишнего
экстрима и усталости, к тому же, качество дорог в Сибири просто
непредсказуемое. Можно без труда катить по автостраде, а можно трястись по
грейдеру. Причем, что самое опасное, переход дороги из одного состояния в
другое порой происходит совершенно неожиданно.
Заправившись на
выезде из Улан-Удэ и переехав перевал, мы окунулись в царство сопок и кедров.
Почти все время мы двигались в коридоре из невысоких заросших кедром сопок, но
в то же время перевалы встречались крайне редко. Дорога проложена в основном
вдоль Транссибирской железной дороги и максимально избегает
подъемов и спусков. Получается, что если по прямой от
Улан-Удэ до Читы всего 400 км, то на машинах мы проехали почти 700 км. Дорога в
основном хорошая, но мы ждем большего, т.к. трассу Чита-Хабаровск год назад
принимал сам премьер и сказал, что дорогой доволен. Перегон между Читой и
Хабаровском – больше 2000 км, а крупных населенных пунктов вдоль трассы просто
нет. Первоначально мы планировали в первый день проехать 600 км и заночевать в
Могоче (в переводе с эвенкийского языка – «золотая долина»). Но оказалось, что
в селе с населением около 10 000 человек гостиниц просто нет, а единственный
частник, сдающий в Могоче квартиры посуточно, отказался селить сразу 10
человек. Недолго думая, мы продолжили путь и направились к нашей «завтрашней»
цели - поселка Свободный, до которого еще 800 км.
Дорога, по которой в
прошлом году ехал премьер Владимир Путин, приятно удивила качеством.
Недоделанных грунтовых участков минимум, а в остальном — отличный асфальт с
редкими поперечными волнами. Порой дорога, окруженная таежными сопками,
напоминает Альпы. Вот только придорожного сервиса не хватает — заправки крайне
низкого качества встречаются раз в 200 км, кафе еще реже, а про придорожные
мотели можно и не вспоминать.
Проехав за день более 1400 км, мы, к своему собственному
удивлению, почти не устали, хотя и провели в пути весь световой день. Но стоило
нам свернуть с федеральной трассы в сторону Свободного, как об асфальте
пришлось забыть – 25 км отборного гравия и строящаяся эстакада. Похоже, что
этот городок премьер проехал мимо… Единственная
гостиница Свободного «Зея» (в честь одноименной реки) оставила единственное
сомнение, не стоило ли заночевать в машине. Пусть менее удобно, зато, очевидно,
более чисто. Мы даже думали, может, воспользовавшись отличной дорогой, рвануть
в ночь до Хабаровска. Но мы остановились и заночевали в Свободном и правильно
сделали.
Финальный участок
трассы, похоже, не удостоился внимания премьера – последние 800 км находятся в
очень плохом состоянии. Много ремонтов с объездом мостов и очень разбитой
гравийкой, а там где асфальт уже лечит, часто встречаются провалы. Их плохо
видно издалека, но на скорости около 100 км/ч эти трамплины подбрасывают наши
машины так, что колеса порой оказывались в воздухе. Не хочется думать, что на
подобных перегибах происходит с обычными легковушками. Особенно много таких
участков в окрестностях Биробиджана.
На подъезде к
Еврейской АО по дороге нам стали встречаться развалы арбузов. Пусть и короткое,
зато жаркое и влажное лето позволяет выращивать даже бахчевые культуры, и это в
местности, где зимой морозы в 30 градусов являются нормой. Мы не смогли
проехать мимо и не отведать сибирских арбузов – вкусно!
Хабаровск встретил
нас, в первую очередь, засильем праворульных машин. Проехав весь город, за 40
минут мы встретили только 12 легковых машин с нормальным расположением руля.
Причем половина из них оказалась отечественного производства – это старенькие
Жигули и УАЗики. Иномарки встречаются крайне редко – это либо новые бюджетные
машины, либо внедорожники, ввезенные из Америки. Кстати, из Хабаровска можно
увидеть Китай – по прямой здесь всего несколько км, а до ближайшего таможенного
перехода – 30 км. В аэропорту Хабаровска
с удивлением обнаружили, что будка, выдающая талончики, расположена справа от
автомобиля — так удобнее для владельцев праворульных машин. На случай, если
кто-то вдруг приехал с левым рулем, у работников КПП предусмотрена специальная
палка с наконечником. Наверное, в городе с широкими дорогами использование
правого руля не слишком опасно, но на трассе можно часто увидеть аварийные
ситуации, связанные с ограниченной обзорностью праворульных машин. Хорошо хоть
водители-дальнобойщики не используют праворульные грузовики.
Хабаровск оказался
очень крупным и современным городом. Широкие улицы с весьма качественным
асфальтом, обилие недорогих кафе, большие торговые центры. Пожалуй, Хабаровск
можно назвать настоящей столицей Сибири – пока это самый современный город из
тех, что встречались у нас на пути.
Владивосток «Большое путешествие AMAROK» торжественно финишировало во Владивостоке. Достигнув
Тихого океана, закончилась 75-дневная экспедиция через всю Россию. Команда
участников посетила огромное количество достопримечательностей, сделала более
5000 фотографий, прошла 20 276 км и уже занимается написанием книги «Россия
глазами AMAROK»,
которая станет путеводителем для всех любителей автомобильных путешествий по
нашей огромной родине.
Несмотря на сложные
дороги и большую протяженность маршрута, по дороге нам даже ни разу не пришлось
менять колеса — автомобили прошли пробег без поломок. Лишь в Краснодаре мы
провели внеплановую замену двух лобовых стекол. За все время путешествия каждый
из АМАРОКОВ «выпил» менее 1900 литров дизельного топлива, что соответствует
среднему расходу 9,3 л/100 км. Отличный результат, учитывая, что колонна не
везде двигалась по асфальту и часто сворачивала с дороги в поисках приключений. Город-порт встретил колонну АМАРОКОВ большой стройкой. В
2012 году Владивосток готовится принять саммит АТЭС, по этому случаю строятся
дороги – трасса со стороны Хабаровска расширяется с двух до шести полос. В
черте города возводятся два огромных вантовых моста, в том числе на остров
Русский – с самым большим в мире пролетом длиной 1104 метра.
Участников «Большого путешествия AMAROK» не испугали даже акулы, и мы
искупались в Тихом океане — через 2,5 месяца после купания в Балтийском море на
старте пробега. АМАРОКИ посетили сафари-парк, где познакомились с различными
дикими животными, которые находятся в мире и дружбе, как между собой, так и с
посетителями. К примеру, можно покормить
травой или хлебом молодого олененка и даже побороться с гималайским
медведем.
29 августа колонна АМАРОКОВ приняла участие в открытии
самого восточного дилерского центра Volkswagen – Сумотори-Авто. Новый автосалон занимается продажей и
обслуживанием коммерческих автомобилей Volkswagen, а также способен проводить гарантийный и
постгарантийный ремонт легковых моделей.
Гости праздника смогли познакомиться с «боевыми» АМАРОКАМИ и
опробовать их на внедорожной трассе, на которой раньше проводились соревнования
по мотокроссу. Закончился вечер мойкой машин и торжественным тортом.
|