«Музей техники на Садгороде» во Владивостоке (он же Музей Козицкого) пополнился интересным экспонатом из начала прошлого века. Как выяснилось, этот агрегат вполне может называться автомобилем
Нашли машину по случайности, в заброшенном сарае района Первая Речка, что в том же Владивостоке. Один из посетителей рассказал, что много лет назад у его соседа был очень необычный автомобиль. Как оказалось, машина эта всё ещё находилась по тому же адресу, и в конце 2016-го года музей приобрёл её в свою коллекцию.
Данный Ford Model T имеет двухместный кузов родстер: в самой компании к названию такого варианта добавляли приставку Runabout. Model T производили с 1908-го по 1927-й год. Он стал первым автомобилем, выпуск которого наладили на конвейере, другим же отличием была низкая стоимость. За всё время производства покупателям было доступно более десятка вариантов типа кузова: от купе и различных седанов, до грузовых модификаций. Машину периодически обновляли, но эти доработки серьёзными назвать было нельзя: в техническом плане Model T прогрессировал слабо. По заявлению производителя, с конвейера сошло более 15 миллионов экземпляров, но точное число назвать трудно: номер двигателя выполнял и роль номера кузова, а моторы выпускали и в качестве запчастей, поэтому заявленное число у некоторых людей вызывает сомнение.
По данным владельцев, «наш» Model T выпущен в 1923 году. В момент поступления в музей автомобиль не был в рабочем состоянии, хотя в целом он дошёл до наших дней в неплохом виде. В течение года сотрудники провели работы с блоком цилиндров, радиатором, карбюратор перебрали, топливную систему прочистили, был отремонтирован стартер, подверглись замене некоторые мелкие детали. Кузов оставили в прежнем виде: сохранился он неплохо.
Несмотря на то, что Ford Model T – автомобиль редкий, жители Владивостока имеют возможность посмотреть сразу на два экземпляра. В другом месте, известном как «Музей автомотостарины» находится Model T в кузове фургон
Ford Model T имеет запутанную систему органов управления. В нём нет традиционных рычагов КПП, а педали выполняют непривычные функции. Вместо педали газа – правый подрулевой рычажок. Рычажок слева отвечает за опережение зажигания. Напольный рычаг у стенки кабины сбоку от водителя имеет три положения, включает в себя функции ручного тормоза и управления режимами планетарной 2-ступенчатой трансмиссии (переключение в диапазон первой передачи и заднего хода, а также первой и второй передач).
При помощи левой педали можно управлять включением передач или ставить автомобиль на нейтраль (полностью нажата – первая передача, частично нажата – нейтраль. Полностью отпущена – вторая передача, но в том случае, если рычаг стоит в нужном положении), средняя педаль отвечала за задний ход, а правая заведовала тормозами. Для некоторых современных граждан такая система выглядела бы настоящим кошмаром, хотя приловчиться со временем ко всему этому можно.
Конструкция этого небольшого родстера массой около 650 кг, и семейства Model T в целом, основывалась на простенькой, хотя и довольно прочной раме. В основе кузова - деревянный каркас, подвески - на поперечных рессорах. Тормоза - барабанные: имеются только на задней оси. Помимо рукоятки пуска двигателя, присутствует электрический стартер (с ним в продажу могли идти только более поздние машины). В общем, всё упрощено ради сокращения расходов в производстве (на ум приходит Карлос Гон из концерна Renault-Nissan, который занимается похожими вещами, но, к сожалению, уже в наше время): Model T - это как представитель бюджетного сегмента рынка, только вот в наше безэмоциональное время этот сегмент очень велик, а сто лет назад у Форда практически не было конкурентов.
Под капотом с двумя створками скрывается бензиновый карбюраторный нижнеклапанный 4-цилиндровый мотор с жидкостным термосифонным охлаждением. При объёме 2,9 л, он развивает около 20 л.с. Степень сжатия силового агрегата на данном автомобиле равна 3.98:1. Из бака, расположенного под сиденьями, топливо к силовому агрегату поступает самотёком. Отдача мотора передаётся на задние колёса.
Дизайнерских ухищрений машина практически лишена: всё предельно упрощено. Вариант в кузове купе с кабиной в стиле телефонной будки кого-то может и рассмешить, а вот родстер в некоторых ракурсах смотрится неплохо.
Матерчатую крышу, естественно, нужно откидывать и закреплять вручную. Обратный процесс способен вызвать некоторые неудобства
Посадка в машину не очень удобна. За ступенькой следует очень узкий дверной проход. Дверь всего одна, со стороны пассажира. Внутри человеку ростом выше среднего вполне можно усидеть.
В движении Model T не вызывает очень уж необычных ощущений. Выразительно тарахтит 2,9-литровый двигатель (хотя звук слишком уж громкий), автомобиль меняет направление, разгоняется: если не брать в расчёт кузов из начала прошлого века, многое покажется привычным. Только вот в том самом кузове слишком много отверстий, особенно доставляют неудобства те, на месте которых должны быть боковые стёкла: так что зимой далеко не уедешь.
Это всё с точки зрения пассажира. А вот водителю придётся попотеть, чтобы наладить общий язык с машиной: количество и работа многочисленных педалей и рычагов вызывали вопросы даже у современников Model T.
Текст и фото: Александр Белянкин
|